Чем выполняют наброски

Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разнообразны. Наиболее удобны следующие:

  • графитные карандаши различной мягкости;
  • цветные карандаши;
  • тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
  • соус;
  • сангина;
  • пастель;
  • однотонная акварель (сепия, умбра, вандик, ламповая копоть);
  • масляная краска полусухой кистью (охрой, костью жженой);
  • мел (на тонированной бумаге, картоне); уголь (древесный и прессованный).

В большинстве случаев наброски выполняют на бумаге. Бумага различается по плотности и фактуре. Графитными карандашами (а также цветными) рисуют на ватманской, полу ватманской, рисовальной, чертежной бумаге. Эту же бумагу используют и при работе соусом, акварелью, тушью. Плотную шероховатую бумагу и рыхлую типа оберточной применяют для работы углем.
Графитный карандаш - самый удобный и наиболее доступный материал. Разным нажимом, а также разной очинкой карандаша мы получаем большое разнообразие тонов - от светлых и до густых темных. Но штрихи с очень сильным нажимом отличаются неприятным блеском.
Проведенные карандашом штрихи прочно держатся на бумаге, их не нужно закреплять. Стоящие на конце каждого карандаша буквы М и Т с цифрами означают степень мягкости или твердости графита. Часто степень мягкости указывается вместо буквы М с цифрой просто цифровым номером, например; № 1, № 2.
В зависимости от задач карандаши затачиваются остро (в виде иголки), тупо, плоско (лопаточкой). Надо все время руководствоваться правилом, что разные объекты рисования и разные задачи в каждом конкретном случае требуют и разного способа проведения линий.
Карандаш довольно хорошо стирается резинкой, кличкой и мякишем белого хлеба. Имеющиеся в продаже резинки иногда бывают очень жестки, они размазывают карандаш и портят бумагу. Такую купленную в магазине резинку нужно вымачивать в керосине или бензине 2 — 3 дня, а после этого еще часа два варить в воде, тогда она станет мягкой.
Рисунки тушью выполняют кистью и пером. Если набросок выполняют кистью, то обычно для этой цели применяют колонковую кисть, а к туши добавляют воду. Можно пользоваться и обыкновенными мягкими акварельными кисточками. Колонковой кистью можно работать и без добавления воды в тушь. Туши на кисть набирается совсем немного, и почти сухой кистью можно вы поднять все изображение.
Перовой рисунок — трудный вид рисования. Штрихи и линии, нанесенные пером, всегда имеют значительную четкость и определенность, и поэтому рисующий должен быть очень внимателен и сосредоточен. Кроме того, тушь — несмываемый материал, что исключает какие-либо поправки в перовом наброске.
В настоящее время наиболее распространены стальные перья. Специальных перьев, предназначенных для художественного рисования, не выпускают. Поэтому при рисовании пользуются канцелярскими и чертежными перьями. Следует заметить, что канцелярские и чертежные перья не совсем отвечают нуждам перового наброска. Так, они дают очень однообразную линию по толщине. Такими перьями трудно работать быстро, тогда как легкость и беглость часто повышают качество перового наброска.
В последнее время все шире применяются «фломастеры».
Заправка фломастеров производится специальными, быстро высыхающими чернилами. При рисовании кончик фетра легко ложится на любую бумагу, оставляя то тонкую, то широкую, сочную линию. Свойство чернил: мгновенно высыхать имеет особо важное значение при быстром рисовании. Хотя фломастер и позволяет делать нажимы, желательно все же иметь несколько видов фломастеров с разными фитилями.
С давних времен применялись тростниковые и гусиные перья. Изготовление этих перьев не представляет особой сложности и груда: затачиваются они все почти одним и тем же приемом - острым ножом под углом.
Чтобы тростниковое перо было эластично и вместе с тем прочно, следует тростник срезать осенью, проверив хорошо ли он созрел. Можно так же пользоваться тростником, находившимся всю зиму под снегом. Тростниковое перо способно давать изящные линии — и очень тонкие, и очень толстые.
Срезав тростник или камыш, и выбрав самые прочные части, острым ножом или бритвой на конце производят косой срез, после чего надо нанести продольный надрез, что сделает его похожим на обыкновенное стальное перо. Срезы и надрезы можно делать самые различные, например можно срезать более остро и более тупо; можно чинить как широкую часть тростника, так и тонкую верхнюю часть.
Очень выразительны наброски и зарисовки, выполненные птичьими перьями (гусиными, индюшачьими и др.): такие перья отличаются гибкостью и дают линии различной толщины.
Отбираются маховые перья, т.е. перья от крыльев. Концы перьев режутся под углом ножом, после чего каждый коней надрезается на 4 - 5 мм.
Много общего с птичьими и тростниковыми перьями имеют деревянные палочки. Изготовляются они проще, чем тростниковые и птичьи перья: обыкновенную, сравнительно тонкую деревянную палочку затачивают под углом (в зависимости от желания рисующего), а на самом конце выстругивают вертикальные и горизонтальные желобки, в которых задерживается тушь.
Перовые рисунки обычно выполняются черной тушью или черными чернилами. Тушь сравнительно быстро засыхает, обладает густым черным цветом, плотно пристает к поверхности листа и хорошо стекает с пера.
Черные чертит изготовляются для авторучек, но могут быть использованы и при работе обычными перьями. Чернила ровно стекают с пера, довольно быстро засыхают. Как правило, они не дают осадка.
Очень продолжительное время материалом для перовых рисунков служили орешковые чернила. Эти чернила под влиянием световых лучей приобретают более интенсивный цвет, а не выгорают, как другие. Они обладают коричневым оттенком.
Соус — жирный и мягкий материал, он продается цилиндрическими столбиками или палочка МИ, в упаковке из оловянной бумаги. Мокрым соусом работать довольно легко, он хорошо стирается резинкой, дает приятный тон. В самом начале работы палочку сухого соуса освобождают от упаковочной бумаги и, положив на чистую тарелочку или блюдце, намывают мокрой кистью. Можно наносить один слой соуса на другой. Для покрытия широких участков тоном можно применять щетинную кисть.
Если позволяет время и если это требуется, после просушки наброска можно применять растушевку или вату. Освещенные участки наброска, блики прорабатывают резинкой. Закреплять мокрый соус не требуется, так как он и сам достаточно прочен.
Сангина имеет вид коричневых или рыже-красных толстых карандашей, но без какой-либо оправы. Отличительные признаки сангины большая мягкость, легкость размазывания по бумаге. Этот материал очень удобен для набросков и зарисовок. Сангину можно применять двумя способами. Один из них состоит в том. что куском сангины широко прокладывают тени, после чего острым ребром этого же куска обозначают границы освещенных участков и самых важных деталей. Затем широкой резинкой, растирая сангину равномерно по поверхности листа бумаги, прорабатывают рисунок. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. При другом способе работы сангиной пользуются как обычным графитным карандашом.
Пастель (цветные мелки) по своим свойствам имеет много общего с сангиной, хотя и мягче ее.
Однотонная акварель — материал с широкими возможностями, очень прочно закрепляющийся на бумаге. Однотонная акварель позволяет выполнить и чисто тоновые наброски, и наброски одними линиями. Для работы акварелью рекомендуется брать ватман или полуватман, т.е. бумагу лучшею качества, на которой можно неоднократно смывать. Акварель истребует фиксирования и сразу же прочно ложится на бумагу.
Уголь изготовляют из древесных прутиков, в основном березовых, которые обжигают в печи. Отдельные сорта угля получают из разрезанного на части ствола дерева. Бывает также прессованный уголь, он получается не обжигом палочек в печи, а прессуется из угольного порошка. Связующим веществом служит растительный клей. Отличие одного сорта угля от другого заключается в том, что прессованный уголь значительно жирнее и чернее древесного.
В домашних условиях уголь изготовить довольно просто. Нужно нарезать нужного размера (но одинаковой длины) палочки из березовых веток, положить их в жестяную банку из под консервов, со всех сторон засыпать песком, плотно закрыть банку и поставить в огонь, в печь.
Уголь позволяет проводить линии различной толщины от еле заметных до очень, густых, черных, предельно насыщенных. Если палочку приложить к поверхности бумаги плашмя, то получаем широкие полосы. Во время работы уголь мажет бумагу, но его очень легко можно снять мякишем белого хлеба, резинкой, клячкой. тампоном из ваты или даже просто чистой мягкой тряпкой.
Канифоль, растворенная в ацетоне, бензине или спирте. Кусочек канифоли размером со среднюю головку лука заворачивают в тряпочку и. раскрошив в порошок молотком, разбавляют в 200 г спирта, бензина или ацетона. Фиксативы (кроме молочных) огнеопасны: работая с ними, необходимо беречься от огня.
Фиксативы наносят пульверизатором. Лист бумаги с набросками кладут горизонтально (как правило, на пол) и обрызгивают из пульверизатора. При этом надо стоять в рост над рисунком и следить за тем, чтобы не появилось крупных капель и потеков. Если появляются капли, их надо сразу же удалить с помощью промокательной бумаги.
Слагается фиксировать не спеша, спокойно, постепенно: после одного раза рисунок должен в течение 45 — 60 минут хорошо просохнуть, а затем его снова фиксируют, и так 3 — 4 раза. Очень важно не перегрузить фиксативом рисунок, не перечернить его. Дело в том, что все фиксативы более или менее темнят, покрывают пленкой и уголь, и бумагу, могут приглушить звучность, бархатность, присущие углю в обычном (незакрепленном) виде.
Возможности угля очень большие. Углем работают и в штриховой технике — как карандашом, и в более живописной манере, используя сочность, мягкость угля.
Разновидностью угля являются угольные карандаши, имеющие определенные номера в зависимости от мягкости. Таков карандаш «Ретушь». Ею можно употребить в комбинации с углем, что дает возможность более детально отрабатывать набросок.